Регулировка колес


Развал – схождение колес является одной самых необходимых и востребованных процедур, которые следует выполнять по рекомендациям авто производителей с периодичностью раз в 30 – 40 тыс. км.

Развал колес

Развал колесРазвал – это угол между плоскостью вращения колеса и перпендикуляром к оси в вертикальном направлении. Развал может быть положительным, отрицательным и нулевым. Положительным развалом является тот, при котором верхняя сторона колеса направлена наружу, отрицательным соответственно тот, при котором эта же сторона колеса направлена внутрь. Идеальным состоянием считается нулевой развал, при котором колеса стоят строго вертикально.

При эксплуатации автомобиля, развал способен изменяться, его изменения зависят от угла крена при повороте, а так же от степени загруженности автомобиля (т.е. при большой загрузке, колеса будут в нижней части расходиться в стороны). По этой причине у некоторых тяжелых грузовых автомобилей изначально на задней оси установлен положительный развал, для того, что бы при загрузке, колеса принимали нормальное положение. Правильно отрегулированный развал обеспечивает максимальный контакт протектора с дорогой и оказывает существенное влияние на скорость и равномерность изнашивания покрышек, управляемость автомобиля и устойчивость на поворотах.   

Схождение колес

Развал сходжение колесСхождение – это угол между плоскостью вращения колеса и перпендикуляром к оси в горизонтальном направлении (направлением движения). Схождение влияет на скорость изнашивания покрышек, управляемость автомобиля, его маневренность, условия работы ходовой части и расход топлива. При неправильно установленном схождении, вращение колеса будет происходить под углом к направлению движения, что приведет к возникновению трения скольжения шины о дорожное покрытие, из-за чего скорость изнашивания протектора значительно возрастет. К примеру, при схождении в более чем 5 мм, протектор сотрется через 800 – 1000 км.

Схождение измеряется в миллиметрах и в градусах. При измерении в миллиметрах, схождение высчитывается как разность расстояний между задними и передними кромками колес. Значение схождения, отображенное в технических спецификациях и справочниках к автомобилю, актуально лишь для тех колес, размеры которых соответствуют штатным, иначе схождение необходимо пересчитывать. Кроме того, значения схождения, полученные при измерении обычным путем, могут оказаться неверными в том случае если имеются повреждения диска колеса или монтаж колеса осуществлен некорректно. Для измерения схождения на поврежденных колесах используется технология run out, которая при диагностике учитывает степень биения колеса.

Для регулировки сход – развала в настоящее время используется современное 3D-оборудование и программное обеспечение, что позволяет наиболее точно производить диагностику и моделировать разные ситуации поведения автомобиля на дороге, но при необходимости схождение колес можно отрегулировать самостоятельно, без использования дорогостоящего оборудования. Регулировка схождения производится посредством изменения длины рулевых тяг с помощью обычных гаечных ключей.

При самостоятельной регулировке, измерение угла схода осуществляется с помощью раздвижной линейки либо самодельной штанги. Штанга изготавливается из прямой деревянной рейки с ввернутыми в торцы шурупами (в каждом торце по одному шурупу). Измерения производятся с задней и передней стороны колес, по направлению хода автомобиля. Штанга устанавливается таким образом, что бы шляпки шурупов упирались в ободья колес. В том случае, когда шляпки не достают до ободьев, один из шурупов следует постепенно выкручивать до установления контакта. После того как шляпки шурупов слегка уперлись в колеса, следует измерить длину выкручиваемого шурупа. Затем измерения повторяются в передней части колесных ободьев. Разница в изменяемой длине шурупа и будет величиной схода. Полученную величину следует сравнить с показателями в технической документации на автомобиль и при необходимости подкорректировать. К примеру, предельная величина схода на автомобиле ВАЗ составляет 2 -4 мм, у Москвичей: 1 – 3 мм, у ГАЗ-24 порядка 1,0 – 1,5 мм.  

Производить регулировку развал – схождения колес рекомендуется в тех случаях, когда:

  • Производился ремонт ходовой части
  • Осуществлялось изменение клиренса
  • При уводе автомобиля в разные стороны (особенно при торможении)
  • При слабом возврате руля после поворота
  • При повышенном шуме шин во время езды, особенно при визге на поворотах с малой скоростью
  • После обкатки автомобиля

Необходимо помнить, что углы установки колес влияют на величину пятна контакта колеса с дорогой, и как следствие на уровень сцепления шины с дорожным покрытием, от чего зависит управляемость автомобиля, уровень комфорта при вождении и безопасность водителя и пассажиров.